Медицина

Первые сведения о М. древ. греков, которая в ранний период их истории находилась под влиянием др.-восточный медицины, содержатся в гомеровском эпосе (8 в. до н.э.). Врачеванием (удаление из тела наконечников стрел и копий, наложение повязок, остановка кровотечения, применение болеутоляющих лекарств и напитков) занимались люди, не имевшие спец. мед. образования. Мед. знания передавались от отца к сыну. В числе др. героев в «Илиаде» упомин. сведущие в М. сыновья Асклепия Ма-хаон и Подалирий. О тех, кто обучался врачебному искусству, говорится только в написан. позднее «Одиссее». Тенденции к приобретению познаний в обл. М. эмпирич. путем не препятствовало возникновение во всей Греции храмов, в которых проводилось обучение искусству врачевания. В эти оракулы и святилища, осн. типом которых позднее сделались асклепейоны, стекались больные. Их пребывание на терр. храмов строго регулировалось в соответственно с гигиенич. предписаниями и религ. верованиями. Считалось, что метод лечения может предсказать инкубация. Больному обычно прописывали лечебный массаж и диету. За происшедшее, якобы по воле богов, излечение полагалось платить деньгами или жертвовать в пользу храма золото, серебро, строит. камень, а также гипс. Наряду с лечением в храмах представители соц. низов на протяжении антич. эпохи прибегали к магич. приемам и мистике (отпугивание демонов, широкое применение магич. заклинаний, амулетов, использование в качестве лекарств. средств человеч. и животных экскрементов). В 7 — 6 вв. до н.э. появились профес- сион. потомств. врачи, ведшие свою родословную от Аскле-пия (асклепиады) и прибегавшие к основанным на эмпиризме методам лечения. Под воздействием философ. учений они разработали первые науч. принципы М. и одноврем. заложили основы совр. М. Идеи ионийской натурфилософии стимулировали интерес медиков к изучению осн. причин заболеваний, патологии и строения человеч. тела. Философ. учения Платона и особенно Аристотеля с характерными для них тенденциями к систематизир. анализу различ. отраслей знаний способств. повышению в 4 в. до н.э. роли таких теоретич. дисциплин мед. науки, как анатомия и физиология. Конечно, анатомо-физиологич. исследования, проводились чисто теоретич. (например, окончат. оформление учения о 4 осн. соках в организме). Проводимые александрийск. врачами Герофилом и Эрасист-ратом (3 в. до н.э.) анатомич. исследования, напротив, способств. становлению чисто практич. М., обогатили антич. мед. науку ценными сведениями о строении и функ-циях органов человеч. тела и заложили основу для развития хирургии. Зародивш. в 300 до н.э. философ. учение скептиков в значит. степени обусловило возникновение школы врачей-эмпириков. Атомистич. воззрения Эпикура создали предпосылки для становления мед. взглядов Асклепиада и появл. методич. школы в М. Деятельность Асклепиада положила начало усвоению рим. М. наследия Др. Греции. До этого рим. врачи, хотя и разработали ряд гигиенич. предписаний и применяли хирургич. вмешательство, однако в основном использовали магич. заклинания и религ. обычаи. Об этом, в частн., свидетельствует мед. трактат Катона Старшего. Благодаря доступности учения Асклепиада и широким возможностям его применения на практике др.-греч. мед. знания составили основу для развития рим. М. Последним философ. направлением, оказавшим воздействие на принципы М., была Ср. Стоя. Возникновение пневматич. школы вызвало бурную полемику между представителями различ. теч. в мед. науке и обусловило наступивший в 1 в. н.э. последний период расцвета антич. М. Его кульминацией и заключит. этапом была деятельность Галена (2 в. н.э.), в своих трудах систематизир. и обобщившего многовек. врачебный опыт. Достижения врачей последующих поколений (Орибазий, Аэций Амидийский, Александр Тралльский) заключались в составлении обзоров мед. знаний на основе конспектов соч. антич. медиков, в первую очередь Галена. В соответственно с потребностями своей эпохи наиболее значит. место занимало в них изложение знаний из обл. практич. М. — терапии. Интерес к ее науч. основам резко упал, ведущую роль стали играть различ. суеверия и магич. действия. Для рим. М. также было характерно пренебрежение науч. стороной М. и ориентация на чисто практич. ее применение. За исключением труда А. Цельса и трактатов Целия Аврелиана, Кассия Феликса (5 в. н.э.) и Виндициана, обобщающих опыт греч. врачей, из работ рим. врачей в 1 — 6 вв. н.э. достойны упоминания только описания лекарств. средств и рецептурные сборники. Последним крупным рим. врачом считался Антим (6 в.). Сохран. его послание королю франков Теодориху, посвящ. проблемам диеты и описывающее, как нужно правильно потреблять различ. виды пищи. В пе-риод раннего средневековья только сравнительно не-большая часть греч. мед. текстов была переведена на лат. яз. для использования западный-европ. М. После захвата арабами Александрии в их руках оказались мн. труды греч. врачей. Благодаря происходивш., начиная с 11 в. знакомству с достижениями ученых араб. мира, М. Западный Европы восприняла мед. знания антич. эпохи и пользовалась ими вплоть до нового времени.

Нравится
Просмотров: 575