Марс, маворс, марспитер

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Марс, маворс, марспитер
Один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первонач. возгл. рим. пантеон (Юпитер, М. и Квирин). Ему был посвящен март — первый месяц календаря, когда совершался обряд изгнания зимы. М. были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонич. трехглавый); эти животные, по преданиям, вели родивш. весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящ. М., указывая им места для поселений. М. сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделен тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонич. богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. Как и богу лесов Сильвану, М. приносилась в лесу жертва — бык. Как отец Ромула, М. был родонач. и хранителем Рима. Вместе с тем храм М. как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруж. войско не должно было входить на терр. города. Символом М. было копье, хран. в жилище царя — регии, где помещалось также двенадцать щитов, один из к- рых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник. Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копье и щиты, взывая к М. Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизв. их движение. Хранителем этих святынь была жреч. коллегия салиев, выносивших на праздники М. его щиты и исполнявших в его честь воин. пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон воен. походов церемонии очищения коней, оружия, муз. инструментов. Когда кончались воен. действия, М. приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украш. хлебами, водруж. либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очист. силу, хранилась в регии и храме Весты. Женой М. считалась отожд. с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первонач. «Доблесть М.» В 366 до н.э. М. был посвящен храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад. В центре форума Август посвятил роскошный храм М.-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи М. часто изображ. на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус; наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западный провинциях с М. часто отожд. боги племенных и терр. общин, и он наделялся эпитетами, производными от назв. племен и поселений (например М. Латобий — от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, М. Тингс (то есть бог тинга — нар. собрания) на Рейне и т.д.

Нравится
Просмотров: 615