Мифологизир. образ иран. религ. реформатора, вероучителя и пророка,
основателя манихейства. Сведения о жизни М. (216 — 277) и манихействе содержатся в
«Деяниях Архелая» (4 в.), произведениях Блаженного Августина, святого Ефрема (4 в.),
святого Епифания (4 в.), христ. сирийских хрониках, «Книге схолий» сирийца Тео-дора бар
Коная (8 в.), некоторых мусульм. источ. на араб. и перс. языках и т.п. (исходящих от
противников М.), «Хронологии» Бируни (около 1000), «Фихристе аль-Улюм» Ибн ан-Надима
(10 в.). Образ М. мифологизир. в его собств. соч. и текстах, вышедших из манихейской
среды; особую роль в этом отношении сыграли описания мученич. смерти М. (согласно некоторым
источ., с М. была заживо содрана кожа, которую набили соломой и повесили на царских
воротах; сам он был обезглавлен), и в еще более многочисл. трудах, направл. против
манихейства, рисующих М. как «воплощ. вредоносного демона», «дьявола», «исчадие тьмы»
и т.п.