В греч. миф. богиня фригийск. происхожд., близкая по своим
функциям богине Рее и иногда отожд. с ней. Носила также имена: Кивева, Диндимена,
Идейская мать, Вели- кая мать богов. Мифы о К. связаны с историей юного Аттиса. Богиня
требует от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в бездумном восторге и
экстазе, когда жрецы К. наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют
себя во имя К., уходя из ми-ра обыден. жизни и предавая себя в руки мрач. и страшной
богини. На золотой колеснице с зубчатой в виде башни короной на голове К. появл. всегда в
окружении безумств. корибантов и куретов, диких львов и пантер. Она — владычица гор,
лесов и зверей, регулирующая их неиссяк. плодородие. Культ К. в Риме был введен в 204 до
н.э. в кон. 2-й Пунической войны, в период активной экспансии Рима на Востоколо Культ К.
слился с чисто рим. представл. о богине посевов и жатвы Опс. Празднества в честь К. были
наиболее пышными в эпоху империи, когда особое развитие получил религ. синкретизм и К.
стала почитаться как по-кровительница благосостояния городов и всего государство Овидий в
«Фастах» подробно рассказывает об учреждении Мегалезийских игр в честь К. Лукреций в
поэме «О природе вещей» рисует картину шествия Идейской мате-ри — защитницы городов,
дарующей плоды земли.