Каджи, каджк

В армян. миф. духи бури и ветра. Выступают то уродливыми (иногда их отожд. со злыми духами — с вишапами и др.), то светлыми, красивыми и добрыми. Согласно более поздним мифам (после распростр. христианства), К. имеют человеч. происхожд.: во время потопа в ковчеге у Ноя рожд. сын и дочь. Когда после потопа бог спрашивает Ноя, имеются ли у него дети, он отвечает отрицат., и тогда дети становятся невидимыми; К. и пари — их потомки. К. живут на высоких горах, в скалах, пещерах, в глубоких оврагах, имеют там дворцы. Эхо в оврагах и на горах — это голос К. Они с пари по ночам бродят группами, обычно со свадебным шествием, с музыкой, песней, танцами. К. жен. пола рядятся в жен. одежды, которые крадут, а к утру возвращают обратно (чтобы К. не украли одежду, в нее втыкают иглы). Иногда К. появл. среди людей в образе их знакомых, совращают их, уводят к колодцу, на скалы, к пропасти, и люди погибают. На свои свадьбы К. приглашают музыкантов, цирюльников, во время родов — повивальных бабок и щедро вознаграждают их труд. Счит., что К. похищают детей, особенно из колыбели, подменяя их своими, больными и уродливыми. К. иногда мучат лошадей в хлевах, взбираются на них и скачут до утра. Существует поверье: если лошадей помазать смолой, то можно поймать К.; если воткнуть в К. иглу, они перестают быть невидимыми. Получившие удар от К. сходят с ума (их назыв. каджкакох, каджкакал, «захвач. каджем»).

Нравится
Просмотров: 249