Зенона архив

Крупнейшее собрание греч. (частично демотических) папирусов сер. 3 в. до н.э., содержащее переписку Зенона, секретаря, затем управляющ. имением диойкета Аполлония в Филадельфии египетской. З. а. весьма ценен как источ. по истории хозяйства, обществ. отношений, этнич. структуры, управления, быта птолемеевск. Египта (в особенности Файюма) и ряда зависимых от Египта обл. З. а. хранится в разных музеях и б- ках (в основном в Египте, Италии, Сша, англии), полностью еще не издан.
В иран. миф. бог, персониф. времени и судьбы, верхов. бог зерванизма — религ. теч., соперничавш. с маздеизмом (религией Ахурамазды) вплоть до эпохи Сасанидов (3 — 7 вв.) З. мыслился как Бесконечное время (Зерван Акарана), существующее изначально, когда мир пребывал в эмбрионал. состоянии (поздняя «Авеста» различает Бесконечное время и Зереван даргахвадата — время конечное, которое соотносилось с этим миром, создан. и обреч. на гибель). Миф рисует З. андрогинным божеством; он в теч. тысячелетия совершает жертвопринош., чтобы у него родился сын Ормазд (Ахурамазда), призван. сотворить мир. З., однако, усомнился в пользе этих жертвопринош., и от этого сомнения вместе с Ормаздом зародился Ахриман. З. дал обет даровать власть над миром тому, кто появ. на свет первым. Ормазд предугадал мысли З. и поделился своим знанием с Ахриманом, а тот, разорвав чрево З., преждеврем. вышел на свет и назвал себя Ормаздом. З., увидев его отвратит. внешность и стремление ко злу, отверг Ахримана. Тогда родился прекрасный Ормазд, но З. вынужден был уступить царство над миром Ахриману на девять тысяч лет; затем должен воцариться Ормазд и исправить все содеян. духом зла. В противо-положность маздеизму для последователей З. характерна пессимистич. тенденция рассматр. земной мир как владение «князя тьмы». З. — Зарва как верхов. божество, «Отец величия», был воспринят манихейством, а также митраизмом.

Нравится
Просмотров: 493