Звериный стиль

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Звериный стиль
В древ. прикладном искусстве и орнаментике условное назв. стиля, характеризующ. использованием изображ. животных. В основе его лежит свойствен. первобытно-родовому обществу почитание зверя-тотема, изображ. которого, утрачивая свой свящ., магич. характер, постепенно превращалось в условный орнамент. Уже в 3-м тыс. до н.э. искусство египтян и шумеров создало своеобраз. образцы З. с. — фантастич. изображения птице-зверей — грифона, крылатого быка, сфинкса (лев с головой человека) и др. Во 2-м тыс. до н.э. З. с. был характерен для декоративн. искусства народов Передней Азии (хеттов), Западный Ирана и др., оказавш. большое влияние на др.-греч. искусство 1-го тыс. до н.э. В Индии и особенно в Китае З. с. известен с древнейших времен. Уже в эпоху бронзы (2-е тыс. до н.э.) в прикладном искусстве Китая известно изображ. дракона. Особенное развитие З. с. в Китае получил в кон. 1-го тыс. до н.э. и в первых веках н.э. (орнаментация бронзовых зеркал, украшений, конской сбруи). Однако наибольш. развития и выразителельности З. с. достиг в скифо-сарматском декоратив. искусстве 1-го тыс. до н.э. и первых веков н.э. Корни скифск. З. с. уходят в местное творчество предшествующей эпохи и искусство Передней Азии, Западный Ирана и Кавказа, но под воздействием греч. искусства причерномор. колоний восточный черты в нем постепенно стирались. Сюжетами З. с. скифов и близких к ним по культуре народов 1-го тыс. до н.э. и первых веков н.э. были отдельные фигуры животных (стоящие, лежащие, свернувш. клубком, скачущие, галопирующие) или части их, пары животных, сцены борьбы зверей. В обстановке разложения родового строя, утрачивая постепенно первонач. тотемич. смысл, изображаемые животные сохран. свое магич. значение; образы грифонов и др. хищников на оружии и конской сбруе как бы усиливали боевую мощь воинов и конницы.

Нравится
Просмотров: 605