В греч. миф. спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом
Е. антич. традиция назыв. Зевса, матерью — Леду или Немесиду. В юности Е. была
похищена Тесеем и Пирифоем; она досталась по жребию Тесею, который поселяет ее у своей
матери Эфры в Афидне (по др. версии, в Трезене). В то время как Тесей и Пирифой отправл.
в преисподнюю, чтобы добыть Персефону, Е. освобождают Диоскуры и возвращают в
Спарту к своему земн. отцу и супругу Леды Тиндарею. Слух о красоте Е. распростр.
настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собирается неск. десятков
знатнейших героев всей Эллады (Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет,
Патрокл, Протесилай и др.). Так как Тиндарей боится своим выбором обидеть остальных
претендентов и вызвать их вражду к себе и будущему зятю, он по совету Одиссея связывает
всех претендентов на руку Е. совмест. клятвой в дальнейшем оберегать честь ее супруга.
После этого мужем Е. выбирается Менелай, вероятно, не без влияния его старш. брата
Агамемнона, уже женат. на дочери Тиндарея Клитемнестре. От брака с Менелаем у Е. рожд.
Гермиона. Когда спустя некоторое время богиня Афродита, выполняя обещание, данное
Парису — сыну троянск. царя Приама, приводит его в дом Менелая, Е., по наиболее
распростр. версии, увлекается юным красавцем и, воспользовавш. отъездом супруга, бежит с
Парисом в Трою, захватив с собой большие сокровища и мн. рабов. Менелай после взятия
города разыскивает Е. с мечом в руках, чтобы казнить ее за измену ему как мужу. Но при
виде жены, сияющей прежней красотой, он опускает меч из рук и прощает ее. Недалеко от
Спарты было святилище Е., в самой Спарте находился свящ. платан Е. Под прозвищем
Дендритис («древесная») Е. почиталась в Кафиях и на Родосе.