Египетская мифология

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Египетская мифология
Источ. изучения миф. Др. Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение мн. мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими миф. представления египтян, явл. разнообразные религ. тексты: гимны и молитвы богам, записи погребал. обрядов на стенах гробниц. Наиболее значит. из них — «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутр. помещений пирамид фараонов V и VI династий Др. царства (26 — 23 вв. до н.э.); «Тексты саркофагов», сохранивш. на саркофагах эпохи Среднего царства (21 — 18 вв. до н.э.), «Книга мертвых» — составлявш., начиная с периода Ново-го царства и до конца истории Др. Египта, сборники заупокойных текстов. Миф. представления нашли отражение также в таких текстах, как «Книга коровы», «Книга часов бдений», «Книги о том, что в загробном мире», «Книга дыхания», «Амдуат» и др. Значит. материал дают записи драматич. мистерий, которые исполнялись во время религ. праздников и коронацион. торжеств фараонов жрецами, а в нек- рых случаях и самим фараоном, произносивш. от лица богов записанные речи. Большой интерес представляют магич. тексты, заговоры и заклятья, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, стелах и т.д., иконографич. материал. Источ. сведений о Е. м. явл. также труды антич. авторов: Геродота, посетивш. Египет в 5 в. до н.э., Плутарха (1 — 2 вв. н.э.), оставивш. подробный труд «Об Исиде и Осирисе», и др.
Е. м. начала формироваться в 6 — 4-м тыс. до н.э., задолго до возникновения классов. общества. В каждой обл. (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощ. в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т.д.

Сам ном также персонифиц. в образе особого божества; например, богиней Гермопольского нома считалась Унут, почитавш. в образе зайца. Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с богом — демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы миф. сказаний (например, фиванская триада — бог солнца Амон, его жена Мут — богиня неба, их сын Хонсу — бог луны; мемфисская — Птах, его жена Сехмет — богиня войны, их сын Нефертум — бог растительности, и др.). Жен. божества, как правило, имели функции богини-матери (особенно Мут, Исида). Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но иногда его олицетв. в образе женщины-богини Нут, которая, изогнувшись дугой, концами пальцев рук и ног касается земли. «Могуче сердце твое..., о Великая, ставшая небом... Наполняешь ты всякое место своею красотою. Земля вся лежит пред тобою — ты охватила ее, окружила ты и землю, и все вещи своими руками», — говорится в «Текстах пирамид». Существовали представления, согласно которым небо — это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других — Акер. Нил, протекавший на земле, олицетв. в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т.д. Плодородием полей ведала богиня-владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавш. в образе змеи, к- рая появл. на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.
Большую роль в Е. м. играли представления о загробной жизни как непосредств. продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия — сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицир. трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представл. о том, что умершие (то есть их ба, душа) днем выходят на солнеч. свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их считалось, было неск.: ка, ба; русское слово «душа», однако, не явл. точным соответственно егип. понятия), имени, тени. Странствующую по подзем. царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи спец. заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с др. богами вершит загробный суд (ему спец. посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновеш. истиной (изображ. богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастл. жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть, согласно так называемый «Отрицательной исповеди», содержащ. в 125-й главе «Книги мертвых» (перечне грехов, которых не совершал покойник), только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т.д., а также «чистый сердцем» («я чист, чист, чист», — утверждает умерший на суде).
Характернейшей чертой Е. м. явл. обожествл. животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усиливш. в поздние периоды истории Египта. Воплощ. в животных божест-ва первонач., как правило, считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных — воплощений различ. божеств относились бык (Апис, Мневис, Бухис, Бата) и корова (Хатор, Исида), баран (Амон и Хнум), змея, крокодил (Себек), кошка (Баст), лев (воплощение мн. богов: Тефнут, Сехмет, Хатор и др.), шакал (Анубис), сокол (Гор), ибис (Тот; прилет ибиса-Тота в Египет связывали с разливами Нила) и др. Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Например, Баст изображ. в виде женщины с кошач. головой, Тот — в виде человека с головой ибиса и т.д.
Боги в образах быков и коров почитались во мн. номах. Один демотич. папирус сохранил запись мифа о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью различ. цвета. Потом, по велению верхов. бога, все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы — в одну черную корову. Культ быка, в глубокой древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением др.-егип. государство стал сближаться с культом фа-раона. В ранних текстах царь назыв. «тельцом». На палетке царя Нармера (Менеса?) (около 3000 до н.э.) фараон в образе быка разрушает крепость врага (Ниж. Египта). Во время праздника «Хеб-сед» (тридцатилетн. юбилея фараона) к одежде царя сзади привязывали бычий хвосточный В Мемфисе, а затем и во всем Египте черный бык с белыми отметинами считался воплощением бога Аписа. В образе змей воплощались как добрые, так и злые божества. Главой всех врагов солнца — Ра считался огромный змей Апоп, олицетвор. мрак и зло. В то же время в образе змеи почитались богиня плодородия Рененутет, богиня — хранительница кладбищ Меритсегер, Исида и Нефтида — защитницы Осириса и, следоват., любого умершего, богиня Уто — покровительница Ниж. Египта, охранительница Ра и фараона и др.
С развитием др.-егип. государство миф. представления видоизменялись. Культы многочисл. местных божеств сохраняли свое значение, но почитание некоторых из них распростр. за пределы отдельных номов и даже приобрело общеегип. значение. С утверждением V династии Др. царства, происходившей из г. Гелиополя, центра почитания Ра, он стал гл. божеством Египта. В эпоху Среднего царства и особенно со времени правл. XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве гл. бога утверждается др. бог солнца — фиван-ский Амон (фараоны Среднего и Нового царств происхо-дили из Фив). Осирис как бог мертвых вытесняет с кон. 3-го тыс. до н.э. древ. бога — покровителя умерших Анубиса — вечно снующего по кладбищу шакала (превративш. в бога — хранителя некрополя и защитника Осириса в посвящ. ему мистериях), а также абидосск. бога мертвых Хентиаменти, восприняв эпитет «первый на Западе» (то есть «Первый из мертвых»). Возвышение новых религ. и политич. центров, развитие богословской мысли сопровождалось процессом слияния, синкретизации богов. Например, с Амоном отожд. Ра, Монту, Птах, Гор, с Ра — Атум, Гор, Амон, Осирис, Птах и т.д.
Наиболее значит. циклы мифов Др. Египта — это мифы о сотворении мира, о солнеч. божествах и об Осирисе. Изначально счит., мир представлял собой хаос, первоздан. пучину вод — Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Первым богом было солнце, выступающее обычно в роли демиурга. В одном из мифов говорится, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя (солнце — Ра), «осветившее землю, пребывавшую во мраке». В др. мифах появл. солнца связывается с яйцом, снесен. на поднявш. из хаоса холме птицей «великий Гоготун». Существовал миф, согласно которому солнце было рождено в виде теленка огромной коровой — небом. (О Ра, «золотом теленке, рожденном небом», говорится в «Текстах пирамид»). Наряду с этим существовали представл. о богине не- ба — женщине, которая утром рожд. солнце, вечером про- глатывает — в результате наступает ночь — и следующим утром вновь рождает его. (Пережитки представл. о том, что зачатие происходит от заглатывания, сохранил и фольклор: в «Сказке о двух братьях» неверная жена Баты зачала, проглотив случайно щепку). В некоторых мифах прародителями выступают муж. божества. В гелиопольском мифе бог Атум, отожд. с солнцем — Ра, появивш. из хаоса — Нуна («создавший сам себя»), сам себя оплодотворил, проглотив собств. семя, и родил, выплюнув изо рта, первых богов: пару Шу и Тефнут (бога воздуха и богиню влаги). Те в в свою очередь произвели вторую пару: бога земли Геба и богиню неба Нут, у которых родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую «девятку» — эннеа-ду, почитавш. во всем Египте и неизменно при-сутствующую в религ. текстах. Боги эннеа- ды считались первыми царями Египта. В мемфиском мифе о сотворении мира, относящ. к Др. царству, демиургом выступает местный бог Птах. В отличие от Атума, Птах, создавший первых восьмерых богов, предварительно задумал творение в своем сердце (сердце — «седалище мысли») и назвал их имена своим языком (Птах творил «языком и сердцем», то есть мыслью и словом). Таким же образом он создал и весь мир: землю и небо, людей, животных, растения, города, храмы, ремесла и искусства, учредил культы богов. В этом мифе Птах наделен всеми атрибутами царя. В период Нового царства с возвышением XVIII (Фиванской) династии (16 — 14 вв. до н. э.) в качестве демиурга утверждается отожд. с Ра фиванский бог Амон, которого назыв. царем всех богов: «Отец отцов и всех богов, поднявший небо и утвердивший землю... Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст... Царь, да живет он, да здравствует, да будет благополучен, глава всех богов», — говорится в «Большом гимне Амону». С Амоном отожд. фараон, называемый его сыном. Характерен для развитого егип. общества и др. освящающий утвержд. богом власть царя миф, который приводится в политич. трактате-поучении гераклеопольск. царя Ахтоя своему сыну Мерикара (X династия, 22 в. до н.э.). В нем говорится, что люди — «стадо бога» — произошли из тела бога-творца (имя которого не называется) как точное его подобие. Для них он сотворил из хаоса небо и землю, для дыхания — воздух, для пропитания — животных, птиц и рыб. По др. мифам (видимо, поздним), люди возникли из слез Ра или были вылеплены на гончарном круге Хнумом.
С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнеч. богах. Солярные мифы отражают две группы представлений: о смене времен года (более древние) и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетвор. в образах чудовищ и различ. страшных животных, особенно змей. С прекращением приносящего засуху знойного ветра пустыни хамсина и оживлением растительности связан миф о возвращении солнеч. ока — дочери Ра Тефнут. Тефнут (иногда назыв. также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в обл. Бугем (постровидимому, в представлении египтян, ее уход вызывал наступление засухи). Чтобы она вернулась в Египет, Ра посылает за ней в Нубию Шу и Тота, принявших образ павианов. Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая ее пением и танцами. В более раннем варианте мифа ее заманивает в Египет бог охоты Онурис. Вернувшись, Тефнут вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рожд. природой новых богатых плодов. Праздник возвращения любимой дочери Ра отмечался и в ист. период. В егип. календарях он назыв. «днем виноградной лозы и полноты Нила». Население Египта встречало богиню песнями и плясками. «Дендера залита хмельным питьем, прекрасным вином... Фивы исполнены ликования, и весь Египет радуется... Идет Хатор к своему дому... О как сладостно, когда она приходит!» — говорится в гимне.
В наиболее знойное время года солнце, считалось, распаляется гневом на людей. С этим представлением связан миф о наказании людей за их грехи по приказанию Ра. Когда Ра состарился («его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис- лазури»), люди перестали почитать бога-царя и даже «замыслили против него злые дела». Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на к- ром было решено наказать людей. На них напустили солнеч. око, любимую дочь Ра, называемую в мифе Сехмет или Хатор. Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить ее. Однако богиня, опьянен. вкусом крови, не унималась. Тогда хитростью ее напоили красным пивом, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Ра же, провозгласив своим заместителем на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром.
С периодом, когда жар солнца слабеет, связан миф, в котором Ра жалит змея, насланная Исидой, пожелавшей узнать его сокровенное имя (египтяне верили, что знание имени дает власть над его носителем). Исцелить Ра может только Исида, «великая чарами», «госпожа волхований», которая знает заговор против укуса змеи. В награду она требует от Ра назвать ей свое тайное имя. Ра выполняет условие, и Исида исцеляет его.
Борьба солнца с силами мрака отражена во мн. мифах. Одним из наиболее страшных врагов Ра явл. в них владыка подзем. мира огромный змей Апоп. Миф повествует, что днем Ра плывет, освещая землю, по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподней, и, пересев на ночную барку Месектет, плывет со своей свитой по подзем. Нилу. Однако Апоп, желая воспрепятств. плаванию Ра и погубить его, выпивает воду Нила. Между Ра и его окружением и Апопом начинается борьба, победа в к- рой неизменно остается за Ра: Апопу приходится изрыгнуть воду обратно. Ра же продолжает свой путь, чтобы утром опять появиться на небесном Ниле. Существовал также миф, согласно к- рому Ра — солнце в образе рыжего кота под свящ. сикоморой г. Гелиополя победил огромного змея (Апопа) и отрезал ему голову.
Одним из наиболее ярких и полно сохранивш. мифов о борьбе солнца с врагами явл. миф о Горе Бехдетском. Гор Бехдетский, считавш. сыном Ра, сам почитался как солнеч. божество, воплощ. в образе сокола. В этом мифе Гор выступает не только как сын Ра, но и как сам Ра, сливаясь с ним в одно синкретич. божество Ра-Гарахути (Гарахути озна-чает «Гор обоих горизонтов»). Миф повествует о том, как Гор, сопровождая ладью Ра, плывущую по Нилу, побеждает всех врагов великого бога, превративш. в крокодилов и гиппопотамов. Гор — сын Исиды присоед. к Гору Бехдетскому, и они вместе преследуют бегущих врагов. Уничтожается и предводитель врагов Сет, олицетворяющий всех чудовищ. Происхожд. мифа относится ко времени начала обработки меди в Египте (согласно одному из текстов, Гор поразил крокодила гарпуном, сделанным из данного ему Исидой слитка меди). В период складывания др.-егип. государство победа Гора интерпретир. как победа Верх. Египта в борьбе за объед. страны, а Гор стал почитаться как бог — покровитель царской власти.
Третий, основной, цикл мифов Др. Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распростр. земледелия в Египте. Он бог производит. сил природы (в «Книге мертвых» назван зерном, в «Текстах пирамид» — богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна — Осириса, появл. всходов воспринималось как его возрожд., а срезание колосьев во время жатвы — как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвыч. распростр. сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо цартвовавш. в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время явл. его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единств. правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верхов. судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. (В др. варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегод. разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.)
Уже в эпоху Др. царства живущие фараоны рассматр. как «служители Гора» (что переплетается с представл. о Горе Бехдетском) и преемнике его власти, а умершие отожд. с Осирисом. Фараон благодаря магич. погребал. обряду так же оживает после смерти, как ожил Осирис. Начиная с эпохи Среднего царства, с Осирисом отожд. не только фараон, но и каждый умерший египтянин, а в заупокойных текстах перед именем умершего обязательно ставится имя «Осирис». Такая «демократизация» представлений об Осирисе после падения Др. царства связана с усилением знати и появл. прослойки богатых простолюдинов в кон. 3- го тыс. до н.э. Культ Осириса становится центром всех заупокойных верований. Счит., что каждый египтянин, подобно Осирису возродится для вечной загробной жизни, если будет соблюден весь погребальный ритуал.
Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисл. обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» — начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматич. форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвящ. Осирису столба «джед», символизир. возрождение бога и, опосредствованно, — всей природы. В додинастич. период праздник заканчивался борьбой двух групп участ-ников мистерий: одна из них представляла лето, а другая — зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объед. страны под властью правителей Верх. Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, из которых одна в одеждах Верх. Египта, а другая — Ниж. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верх. Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизир. обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора — сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящем на троне.
Характер Осириса как бога растительности отразился и в др. цикле обрядов. В спец. помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображ. покрывалось зелеными всходами, что символизир. возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.
Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магич. средото-чием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельч. характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток — указ о том, что начало разлива наступило; первым торжественно начинал подготовку почвы для посева (сохран. булава начала Др. царства с изображ. фараона, мотыгой взрыхляющего землю); срезал первый сноп на празднике жатвы; за всю страну приносил благодарств. жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания по-левых работ.
Широчайшее распростр. культа Осириса отразилось и на представл. об Исиде. Почитавш. как любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, заботливая мать младенца Гора и одновременно великая волшебница (миф о Ра и змее, версии мифа, по к- рым Осириса оживила сама Исида, и др.), она в греко-рим. эпоху превратилась во всеегип. великую богиню-мать, а ее культ распростр. далеко за пре-делы Египта.
Мн. персонажи Е. м. почитались в соседних странах, в частн., в Куше (Др. Нубии), который в теч. длительн. времени находился под властью Египта. Гос. богом Куша был Амон, его оракулы избирали царя. В многочисл. местных формах развивался культ Гора, проникший в Куш еще в эпоху Др. царства. Популярностью пользовались мифы об Исиде, Осирисе и Горе, причем Исида считалась покровительницей царской власти (с ней сравнивалась и отожд. царица-мать), место Осириса нередко занимали местные божества (Апедемак, Аренснупис, Дедун, Мандулис, Себуимекер). Почитались в Куше также Ра, Онурис, Тот, Птах, Хнум, Хапи, Хатор (в мифе о ее путешествии в Нубию богом, возвращавшим ее в Египет, выступал отожд. с Шу Аренснупис). Жители Куша восприняли и мн. представл. египтян о загробной жизни и суде, который Осирис вершит над умершими.

Нравится
Просмотров: 1011