Еврипид

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Еврипид
(485/480 на Саламине — 406 до н.э. в Пелле) — младший из 3 классич. греч. трагедийных поэтов, происходил из зажиточ. семьи; в 408 до н.э. по приглашению макед. царя Архелая прибыл к его двору в Пеллу. Им поставлены 22 тетралогии, причем он четырежды был признан победителем (впервые в 455). Сохран. 17 трагедий и сатирич. драма («Киклоп»), подлинность «Реса» оспаривается. Е., по Аристотелю, «наиболее трагич. поэт», на материале древ. мифов он создал драмы, в которых отражены духов. и соц. проблемы эпохи кризисов. Осовременивание легенд, спорность воплощения им некоторых образов богов, рационализм, скептицизм и поиски истины, склонность ставить под сомнение общеприн. обычаи часто мешали современникам Е. в полной мере осознать его величие. Жизненно правдивыми явл. у Е. образы простых людей, несмотря на их связь с мифами (вмешательство богов) его герои сами вершат свою судьбу в соответственно с чертами своего характера. Е. находился под влиянием софистов, в какой-то степени на судьбе персонажей отразилась его критич. позиция по отношению к прошлому, стремление «оценить с позиций разума». В ряде произв. Е. изображает трагич. развязку родств. отношений, в т.ч. в «Алкестиде» (438) (жена приносит себя в жертву, чтобы спасти обреч. на смерть мужа), в «Медее» (431) (месть жены, преданной мужем), «Ипполите» (428) (любовь Федры к своему пасынку Ипполиту), в «Геракле» (отец в припадке безумия убивает жену и детей). Ужасы войны, страдания пленников, а также разбитые войной судьбы Е. отразил в «Гекубе», «Андромахе» и «Троянках», в которых угадывается тревога автора о грозящей Афинам опасности. В по-ставл. уже после его смерти пьесе «Вакханки» показаны последствия оргиастич. культа Диониса. В интерпретации сказаний об Атридах («Электра», «Орест», 4О8 до н.э.; «Ифигения в Авлиде», поставлена после смерти автора; «Ифигения в Тавриде») отразилась неудовлетворенность автора традиц. представлениями о богах. Ему принадлежат также «Ион», «Гераклиды», «Просительницы», «Финикиянки», «Елена» (412). Язык Е. близок к разговорному, используем. в народе, его драмы отличают богатые словесные оттенки (персонажи Е. часто спорят — влияние совр. ему риторики). Хор в его драмах часто не имеет больш. отношения к действию. Творч. метод Е. имел мн. последователей: новая аттич. комедия приняла его произв. в качестве образца (Менандр, мотивы узнавания, интриги); рим. драма, в особенности Сенека, без Е. просто немыслима.

Нравится
Просмотров: 445