Дуат, дат

В егип. миф. место, где пребывали умершие, преисподняя «совсем глубокая, совсем темная и бесконечная». Иероглиф Д. — круг со звездой в центре. Как подземное царство Д. связыв. с ночными светилами. В «Текстах пирамид» персонифиц. в образе женщины — матери умерших, которых она ведет на небо. Д. также отожд. с горизонтом, то есть местом, куда заходит солнце. Д. представлялась египтянам как один из составных частей вселенной («небо, земля, Д., вода, горы»). В царских гробницах ХIХ и ХX династий на стенах или на больших свитках папирусов записана «книга о том, что в загробном мире», в которой изображается путь умершего по нилу в подзем. царстве.
Дубление для выскабливания остатков мяса на одной стороне и удаления шерсти на другой смягчен. шкуру натягивали на дубильное дерево (часто упомин. о нем в комедии 5 в. до н.э.). Д. шкур, предназнач. для пастухов и рабов, как и Д. замши, включало обработку маслом, вероятно, после просолки и сушки дымом. У греков практиковалось также Д. квасцами (возможно, заимствов. из Египта) и Д. с помощью коры (ольховой, чернильн. ореха, гранатовой), желудей, листьев сумаха. Кожевен. ремесло — обработка импортных мехов, изготовл. кожи — из-за дурного запаха было непрестижным, но приносило большой доход. Д. разрешалось заниматься лишь на окраине города, на реке; у римлян кожевен. дело получило большое развитие, в т.ч. обработка дорогих мехов (во времена Диоклетиана извест-но 15 меховых тарифов на меха из шкур ластоногих, лео-пардов и львов). Дубильня в Помпеях дает представл. о внушит. масштабах производства.

Нравится
Просмотров: 412