Древнеарабская мифология

Источ. изучения домусульм. миф. представлений (1-е тыс. до н.э. — нач. 7 в. н.э.) арабских народов, населявших Северный и Цент. Аравию, служат др.-араб. надписи (по характеру письменности выделяются сафские надписи племен Сирийской пустыни, самудские — племен Цент. Аравии, надписи из государство Лихьян и др.), содержащие упоминания тех или иных богов, иногда — их святилищ; надписи из государство со смешанным арабо-арамейским населением — Пальмиры и Набатеи на арамейском яз., в эллинистич. эпоху также на греч., лат. и двуязыч. (они имеют особое значение, поскольку отожд. арабских богов с греч. и рим.); отдельные упоминания в соч. греч. и рим. авторов; немногочисл. археологич. данные. Некоторые сведения о Д. м. дает мусульм. традиция, прежде всего Коран; важное значение имеет также «Книга идолов» Ибн аль-Кальби (8 в.); эта литература, однако, явл. тенденциозной, интерпретируя Д. м. в зависимости от текста Корана.
Миф. представления арабов не сложились в единую систему. Наиболее развиты мифологии были у земледельцев оазисов, в гос. образованиях — Лихьян, Кедар и др., менее разви- тые — у полукочевых и кочевых племен пустынь. На С. аравийские племена вступали в контакты с оседлыми народами Сирии и Палестины, принимали арамейский яз. как язык письменности. Это приводило к контаминации и синтезу культур, в частн. и мифологий.
Таким образом, Д. м. представляла собой конгломерат относительно самостоят., но переплетавш. и влиявших друг на друга миф. систем. В состав пантеонов входили и по- разному группировались как общие, так и локальные боги. Одно и то же божество в миф. отдельных этнокультурных общностей могло занимать различ. места, приобретать новые черты и имя; аналогич. функциями и обликом, с др. стороны, могли наделяться боги с разными именами. При переселениях божество той или иной местности иногда заимствовалось ее новым населением (как Кос).
Характерным явлением в Д. м. было слияние богов, происходившее как при переселениях, так и в результате объед. племен (синойкизма). Существенной общей чертой Д. м. было то, что имя верхов. божества часто считалось запрет-ным и заменялось прозвищем. Прозвище могло постепенно становиться собств. именем божества. Иногда заменой запретного имени явл. имя др. бога (например, бога одного из объединивш. племен). Существование запретных имен поэтому, в свою очередь, способств. как слиянию богов, превращению разных богов в ипостаси одного, так и эволюции ипостасей в самостоят. божества.
Такие процессы были возможны, поскольку сложивш. в Д. м. системы имели как общие типологич. черты, так и общих божеств. Важную роль играло почитание луны (особенно у кочевников) и Венеры. Солнце в пустынной Аравии имело черты грозн. и губительн. божества. Эти боги не сохранили первонач. имен, и выявить их в пантеонах часто затруднительно. Почитались также олицетворения природных явлений — дождя, грома и т.д. Существовали божества плодородия и растительности, скотоводства и т.п. Однако они не играли большой роли в пантеоне, поскольку их функции дублировались обычно верхов. божеством, которым повсюду был бог — предок данного народа, покровитель и владыка его страны, бог небес, создатель мира и людей и, как правило, податель дождя. В поздний период, очевидно, появилось общее для Северный и Цент. Аравии верхов. бо-жество, вероятно, в результате слияния верхов. местных богов — Аллах, демиург и отец богов. Это было проявл. появивш. тенденции к объед. божеств разных этнокультурных общностей в единый пантеон. Супругой Аллаха и матерью богов у арабов Сирийской пустыни считалась Аллат; однако в Цент. Аравии она, Манат и Узза почитались как дочери Аллаха; одновременно с этим на Ю. Цент. Аравии существовало представление о том, что Узза — это мать Аллат и Манат. В г. Мекка были собраны идолы 360 божеств разных племен, что также, видимо, говорит о начале возникновения единого пантеона. Тем не менее с уверенностью говорить о характере миф. осмысления этого явления нельзя.
Богам отводилась свящ. терр., где находился бетэль, «дом бога», считавш. одновременно жилищем и воплощением божества. Бетэлем служили, как правило, грубо обработ. камень пирамидальной или конич. формы, скала, дерево. Иногда вокруг бетэля или (и) идола божества возводилось здание кубич. формы — кааба (араб. — «куб»). Пережитки этих обычаев в переосмысл. виде сохранились в исламе (почитание свящ. терр. гг. Мекка и Медина; мекканская кааба — гл. святыня мусульман).
Имело место различение мира богов и мира духов. Почитались деревья, источ., колодцы, отдельные камни как особые духи или как ипостаси местных богов. Существовали также домашние боги, иногда — грубые статуэтки — идолы гл. божеств, например, Манат.

Нравится
Просмотров: 572