Албания кавказская

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Албания кавказская
Одно из древнейших раннерабовлад. государство в Восточный Закавказье, включавшее терр. Азербайджана в ниж. теч. рр. Куры и Аракса. На С. границы А. К. доходили до Гл. Кавк. хр. (до южный р-нов Дагестана включит.), на В. — до Каспийского м., на западе А. К. включала долину р. Иори, на Ю. — долину р. Аракса, Мильскую и часть Муганской степи. Кавк. албанцы впервые упомин. у антич. авторов (Плиний Старший, Арриан) в связи с их участием в составе войск Ахеменидов в битве при Гавгамелах в 331 до н.э. против армии Александра Македонского. По данным клинописных текстов и др.-греч. и рим. авторов (Страбон, Плиний Старший, Дион Кассий, Плутарх и др.), население А. К. именовалось «албанцами», «утиями» («удинами»), «гелами» («легами») и «каспиями» и делилось на 26 «племен». Сведения антич. авторов и данные археологич. раскопок на терр. Азербайджана рисуют А. К. как страну, имевшую плодородные р-ны. Ее население занималось плужным земледелием, садоводством, виноградарст-вом и огородничеством, а также отгонным (яйлажным) скотоводством. В А. К. развивались ремесла и торговля, о чем свидетельствует находки различных керамич. изделий, железных орудий труда, оружия, украшений и пр.; зарождались города. Древнейшим из них был гл. город А. К. — Кабала (Кабалака). В последние века до н.э. в А. К. происходило разложение первобытнообщ. строя и складывание рабовлад. отношений, развивалась имуществ. дифференциация. В Албании были храмовые рабы, беднота, знать, жрецы, цари. Албанцы поклонялись Луне (гл. божество) и Солнцу. Храмовая обл. и гл. храм находились в западный части А. К., у границ Грузии. В А. К. существовало раннерабовлад. государство В 1 в. до н.э. царь Орис вместе с царем Армении Тиграном II и царем Иберии Артоком вел войну против войск Рима, вторгш. в Закавказье (походы Лукулла в 69 — 67 и Помпея в 66 — 65 до н.э.). В этой борьбе А. К. сохранила независимость.
В 3 — 5 вв. н.э. в А. К. в основном сложились феод. отношения, росла феод. собственность на землю. Значит. часть крестьян попала в зависимость от феодалов. Для укрепл. своей власти феод. знать во главе с царем Урнайром приняла в нач. 4 в. христ-во в качестве гос. религии и стала его насильств. рас-пространять. Христ. церковь получила крупные зем. угодья; крестьяне были обязаны платить ей десятину. Царская власть опиралась на феодалов-землевладельцев, а также на поддержку христ. церкви, возглав. в 4 — 8 вв. самостоят. (автокефальным) католикосом.
В 3 в. А. К. овладело государство Сасанидов, настойчиво стремивш. упрочиться в р-не совр. Дербента, где находился один из древнейших городов А. К. — Чола (Чога, Джора). Сасаниды обложили тяжелой данью покоренные обл. Кавказа, вынуждали население А. К. строить оборонит. стены и крепости в р-не Чола. Тяжелый гнет иноземцев вызывал освободит. борьбу албанцев и др. закавказских народов. Наиболее ярким выступлением было восстание армян, албанцев и иберов в 450 — 451 во главе с арм. кн. Варданом Мамиконяном. Аналогич. освободит. восстания происходили в 481 — 484, 571 — 572 и др. Подавив восстание в 457, возглав. царем Ваче II, Сасаниды в 461 ликвидировали царский титул в Албании; однако он был восстановлен при царе Вачагане II (487 — 510), а в 6 в. снова упразднен. В 7 в. князья А. К. из рода Михранидов, в условиях ослабления государство Сасанидов в борьбе с араб. халифатом, восстановили политич. самостоятельность А. К. Выдающ. гос. деятелем ее в 1-й пол. 7 в. был кн. Джеваншир. При нем А. К. отстаивала свою независимость в борьбе против халифата на Ю. и Хазарского каганата на С.
С 5 в. получает развитие письменность А. К., приспособл. к одному из местных языков (гаргарскому). Алб. алфавит, состоявший из 52 букв, имел общие черты с груз. и армян. алфавитами. После составления алфавита были открыты школы, находивш. в руках духовенства. В них обучались дети знати и духовенства. На алб. яз. переводились церк. книги. Развивались литература и наука. С 7 в. начато составление истории А. К. («История агван»), содержащей ценные сведения по истории Албании. Ее создание связано с именем Моисея Каланкайтукского (Мовсеса Каганкатваци).
В нач. 8 в. А. К. была завоевана араб. халифатом, установившим тяжелый гнет на покоренной терр. В 9 в. военно-политич. позиции халифата на Кавказе резко ослабли, чему способствовало нар.-освободит. движение хуррамитов. Во 2-й пол. 9 в. большая часть терр. А. К. оказалась в составе мусульманизир. местных кн-в, наиболее устойчивыми из которых были государство, возглав. династиями Шеддадидов и Мазья-дидов. В существовавших в правобережной А. К. (совр. Нагорный Карабах) арменизиров. кн-вах Григорий Хамам в 10 в. временно восстановил титул царя А. К. А. К. сыграла значит. роль в древ. и ранне-ср.-век. истории Кавказа. Кавк. албанцы явл. предками азерб. народа, армян Нагорного Карабаха, части дагестанцев (цахур, лезгин, лаков и др.) и части грузин Кахети.

Нравится
Просмотров: 651