Грузия, древняя

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Грузия, древняя
Терр. Г., как и всего Кавказа, в силу благоприят. природных условий, явл. одним из предполаг. очагов формирования первобыт. человека.
В эпоху неолита на терр. Г. уже сформировалось развитое матриарх.-родовое общество.
С 4-го тыс. до сер. 3-го тыс. до н.э. в Г., как и на всем Кавказе, была распростр. высокоразвитая энеолитич. культура. В эту эпоху значительно расширилась роль земледелия, а также скотоводства. В связи с этим происходит переход от матриархата к патриархал.-родовым отношениям. Во 2-й пол. 3-го тыс. до н.э. на терр. Г. зарожд. металлургия бронзы. Памятники раннего периода бронз. века свидетельствует о высоком развитии местной металлургии. Обращает внимание многообразие форм металлич. украшений, орудий производства и оружия. В этот период особенно интенсивно развивается скотоводство. Однако внутри родового общества пока еще не наблюдается резкого имуществ. неравенства.
В эпоху средней бронзы (1-я пол. и сер. 2-го тыс. до н.э.) происходит дальнейшее развитие металлургии и др. видов производства. В верховьях р. Риони в эту эпоху существовал очаг горноруд. производства. В обществ. жизни идет процесс выделения племенной верхушки, наблюдаются элементы разлож. родового строя. Во 2-й пол. 2-го и нач. 1-го тыс. до н.э. металлургия бронзы в Г., как и всюду на Кавказе, достигает высшей ступени развития. Происходит всесторон. подъем материал. и духовной культуры груз. племен (керамика, изготовл. на гончарном круге, в т.ч. поливная, художеств. литье, изобразит. искусство). К этому времени на терр. Г. образуются большие обл. однородных культур — западный-груз. — колхская, перекликающ. с кобанской культурой Северный Кавказа, и восточный-груз. — иберская, перекликающ. вообще с цент.-закавказской культурой. В эпоху поздней бронзы появл. первые жел. предметы, хотя переход к массовому производству и применению железа происходит в Г. в 9 — 7 вв. до н.э. Связанный с развитием металлургии железа рост производит. сил и обществ. разделения труда способств. возникновению интенсивного обмена и ускорению разложения первобытнообщин. строя.
Религ. представл. человека в эпоху родового строя заключались в обожествл. окружающих его предметов, животных, сил природы. С развитием обществ. жизни и образованием союзов племен, наряду с божествами отд. племен, создаются общие пантеоны богов. Установлено существование в глубокой древности культа луны, солнца, божества плодородия и др.
На рубеже 2-го и 1-го тыс. до н.э. на терр. Г. создаются крупные союзы племен. На терр. юго-западный части ист. Г., в верх. и ср. теч. р. Чороха, существовал крупный союз племени Диаохи (Дайаэни), упоминаемый с кон. 12 в. до н.э. в ассир., а позже — в урартских надписях. К сер. 8 в. до н.э. против усиливш. государство Урарту начал выступать сильный союз племен Западный Г., возглавл. Кулха. Страна Кулха лежала в прибрежной полосе Югостровосточный и Восточный Причерноморья (Колхида). Объед. Кулха было разгромлено во 2-й пол. 8 в. до н.э. урартами и в результате вторж. киммерийцев с С. В 6 в. до н.э. в Западный Г. сложилось раннерабовлад. государство — Колхидское царство, явл. преемником объед. Кулха. Его образованию сопутствовал интенсивный процесс этнич. консолидации племен, живших в цент., низменных р-нах Западный Г. Население Южный и Северный Колхиды жило в условиях разлагающ. родового строя. В Югостровосточный Причерноморье в источниках упоминаются западный-груз. племена — тибарены (табалы), халибы, моссиники (моссинойки), макроны и др. В северный-западный р-нах Колхиды — западный-груз. племена: колы, кораксы, гениохи и др. Назв. «колхи» в отношении населения этих р-нов употреблялось лишь в широком собират. значении. Северный обл. Колхиды занимало груз. племя сванов. В образовании восточный-груз. государство видную роль сыграли племена мосхов, проникшие на терр. ист. Грузии из восточный части М. Азии, и сасперов, живших в верховьях р. Чороха (р-н Спери). В кон. 6 в. до н.э. племена Югостровосточный Причерноморья (мосхи, тибарены, макроны и др.) и южный обл. Г. (сасперы) были подчинены Ахеменидами и платили им дань. В 5 в. до н.э. груз. племена, кроме сасперов, освободились от этой зависимости. Археол. материал из Восточный Г. 6 — 4 вв. до н.э. свидетельствует о резком имуществ. неравенстве и концентрации богатства в руках аристократич. верхушки общества. В 4 — 3 вв. до н.э. сложилось восточный-груз. Иберийское (Картлийское) царство с центром в г. Мцхета.
Развитию гор. жизни и торговли в Колхиде способствовало возникновение на восточный побережье Черного м. еще в 7 — 6 вв. до н.э. греч. колоний (Керасунт, Трапезунт, Фасис, Диоскуриада и др.), в развитии которых значит. роль играло мест. население. В это же время в Западный Г., главным образом по р. Фасису, возникли местные торг.-ремесл. пункты гор. типа и города (Даблагоми, Вани и др.); широкое развитие получила торговля. В городах Причерноморья сбывали различное сырье, местные изделия, а также рабов, получая соль, вино, оливковое масло и изделия греч. ремесла. С кон. 6 в. до н.э. в Колхиде началась чеканка серебр. монеты (так называемый «колхидок»), в большом количестве обнаруж. на терр. Западный Г. По описанию Страбона, Иберия была богатой, густонасел. страной. Часть населения жила в горах и занималась скотоводством, явл. важным источ. воен. сил государство Жители плодородных долин занимались земледелием, садоводством и виноградарством. Города — Мцхета, Уплисцихе, Гори, Урбнииси и др. — были центрами ремесла и торговли. Столица Иберии Мцхета лежала на скрещении важных торг. путей и вела крупную торговлю с Северный Кавказом, Селевкидским государство и др.
Рабовлад. отношения господствовали в Г. в основном в городах и прилегающих к ним низменных обл. В горах преобладали патриарх.-родовые отношения. Рабский труд особенно широко применялся на строит. и др. тяжелых работах, а также в царском хозяйстве и в домах знати. Осн. часть населения Г. составляли объед. в общины земледельцы, часть которых была свободной и отбывала воен. обязанность; др. часть находилась в неспосредств. подчинении у царского дома. Большую роль в политич. жизни играли жрецы, составляю-щие привилегир. касту. Храмы владели большим имуществом и землями. В 3 — 1 вв. до н.э. Г. поддерживала тесные политич. и культурно-экономич. связи с Арменией и эллинистич. государство — Селевкидов, Понтийским царством. В царствование Митридата VI Евпатора Колхида была подчинена Понтийскому царству. Разбив Митридата VI и его союзника царя Армении Тиграна II, римляне во главе с Помпеем в 65 до н.э. вторглись в Иберию (Картли), а затем перешли в Колхиду. Они установили протекторат в Картли, а в Колхиде поставили своего правителя. В период борьбы Рима с Парфянским царством Иберия усилилась. Особенно большого могущества она достигла в царствование Фарасмана II (2 в. н.э.), при котором Иберия проводила активную внеш. политику. В 1 — 2 вв. н.э. в Западный Г. образовалось Лазское царство (Эгриси), которому удалось постепенно подчинить остальные политич. образования Северный Колхиды (кн-ва апшилов, абазгов, санигов) и создать в 3 — 4 вв. сильное государство с центром в Цихе-Годжи. Оно находилось в вассальной зависимости от Рима.
Археол. раскопками обнаружены памятники высокоразв. культуры Г. антич. периода — мощные крепостные сооруж. (Армаз-цихе, Цицамури, Вани), культовые, дворцовые и хоз. строения, могильники с богатым погребальным инвентарем (Армази- Мцхета, Вани и др.), содержащие уникальные изделия худож. ремесел (золотые и серебряные изделия и др.). Эти предметы специфичны и в большинстве своем явл. продукцией груз. ювелирного ремесла, органич. развивавш. местные многовековые традиции. Находки свидетельствует также о развитых торг. связях Г. со странами Востока. Судя по эпиграфич. памятникам, в антич. Г. применялась греч. арамейская и еврейская письменность. В Картли выработался своеобразный тип арамейской письменности — «армазский» (назван по месту находок образцов письменности). Древнейший дошедший до нас датирован. образец груз. письменности относится к 5 в. (Болнисская надпись). Полагают, что груз. письменность сформировалась гораздо раньше; ее интенсив. применение связано с распростр. христианства. В Эгриси, в г. Фасисе, в 4 в. существовала филос. школа. По религ. представлениям населения антич. Г. во главе языч. пантеона стояло божество луны — Армаз. Божеством плодородия была Заден. В др.-груз. пантеон входили также божество Квириа, бог погоды Воб, бог урожая Арале, богиня Нана и др.
Зарожд. феод. отношений в Г. относится к 4 в., с 6 в. они стали господствующими. Рабовладельцы стали сажать на землю рабов, превращая их в крепостных крестьян; с др. сторо- ны — происходило расслоение свободных производителей, земледельцев-общинников (эри), незначит. часть которых становилась феодалами, большинство же постепенно превращалось в категорию зависимых крестьян (глехи). В 3 — 4 вв. в Г. начало распростр. христианство. В Картли (Иберия) христианство было объявл. гос. религией около 337, а в Западный Г., в Лазском царстве (Эгриси), — в 523. Христианство укрепляло более прогрессивные феод. порядки, содействовало развитию культурных связей с передовыми странами Запада, распростр. груз. письменности и литературы. В эту эпоху создаются выдающ. образцы груз. церк. литературы — «Мученичество Шушаники» Якова Цуртавели (5 в.), «Мученичество Евстафия Мцхетели» неизв. автора (6 в.) и др; строятся замечат. памятники архитектуры, храмы Болниси (5 в.), Джвари (6 в.), Цроми с мозаич. стенной росписью (7 в.) и др. Этнич. родство груз. племен, общность политич. судеб, взаимное политич. и культурное влияние содействовали процессу формирования единой груз. народности, который усилился с распростр. христианства в Г. и подчинением картлийскому католикосу западный-груз. церкви, освободивш. от влияния греч. церкви. С 4 в. усилилось наступл. Сасанидской Персии на Картли, феод. знать перешла на сторону Сасанидов. Население Картли оказывало стойкое сопротивл. агрессорам, особенно при царе Вахтанге I Горгасале (2-я пол. 5 в.), стремивш. к централизации Г. и ликвидации вассальной зависимости Г. от Ирана. Он был одним из предводителей большого объед. восстания грузин, албанцев и армян против Ирана. При Вахтанге Горгасале в Картли были проведены большие строит. работы, значит. центром стал Тбилиси, превративш. в столицу Картли.
С развитием производит. сил в раннефеод. период в Г. возник ряд городов- крепостей: Уджарма, Жалети, Рустави, Болниси, Череми, Цопи — в Восточный Г., Варцихе, Вашнари, Толеби, Анакопия — в Западный Г. Характерным для них явл. мощные укрепления. Крупные феодалы в Картли (так называемый «великие азнауры») в качестве союзника в борьбе против царской власти опирались на силы перс. феодалов. Последние воспользовались начатым в 523 против них восстанием, которое возглавлял царь Гурген, и упразднили царскую власть. Во главе Картли, превращ. в перс. провинцию, был поставлен марзпан (правитель) с резиденцией в Тбилиси. Царская власть была упразднена фактич. и в Лазике (Эгриси), которая после 20-летней войны между Персией и Византией по договору 562 перешла под власть последней. В кон. 6 в. Картли (за исключ. Тбилисской крепости) в результате самоотверж. борьбы груз. народа была освобождена от власти Сасанидов. Правителем страны картлийская знать поставила эрисм-тавари (глава народа, князь), который должен был защищать интересы феодалов. Но с нач. 7 в. и в этой части Г. установилось визант. влияние. В 627 союзники византийцев — хазары взяли г. Тбилиси, где стоял перс. гарнизон. С сер. 7 в. началось проникновение арабов в Г. В 30-х гг. 8 в. халифат окончат. подчинил Г. В Тбилиси был назначен эмир. Население Г. было обложено тяжелой данью. Груз. народ ожесточ. сопротивлялся захватчикам. Арабы чувст-вовали себя прочно лишь в цент. р-нах Картли. С 9 в. здесь неоднократно вспыхивали восстания. Совместная борьба грузин, албанцев и армян положила конец араб. господству, чему способствовало также ослабл. халифата из-за внутр. противоречий.
В 8 — 10 вв. углубляется процесс феодализации в Г., усиливается закрепощение производит. слоя общества. Мелкие феодалы (азнауры) со своими землями искали покрови- тельства более сильных владетелей. Последние явл. преемниками картлийских эриставов, постепенно ставших наследств. князьями (мтаварами) управл. ими обл. Картлийский эристав был лишь первым и сильнейшим среди др. феодалов. Внутри феод. класса существовали ленные зем. отношения и соответственно им система вассалитета. Однако в соц. жизни страны все еще значит. роль играли свободные производители-мдабиуры (воины-поселяне), которые считались царскими подданными. Вся система соц.-экономич. отношений в ранефеод. Г. известна под назв. «патронкмоба». В кон. 8 — нач. 9 вв. в Г. возникают крупные феод. княжества (мтаварства) — Кахети, Тао-Кларджети и Абхазское царство, охватывающее всю Западный Г. К ним принадлежал также Тбилисский эмират, который с кон. 9 в. фактич. отделился от халифата. Сдвиги в соц. развитии и хоз. прогресс страны создавали основу для сближения образовавш. в Г. царства и княжеств. Рост с.-х. производства в основном отраслях земледелия Г., в частн., основанных на искусств. орошении виноградарства и садоводства, и углубление процесса обществ. разделения труда способств. развитию ремесла и торговли. Возникали новые города (в 10 в. — Дманиси, Артануджи, Ахалкалаки, Ахалцихе, Телави и др., в 11 — 12 вв. — Атени, Гори, Баралети и др.), росли старые (Тбилиси, Рустави, Кутаиси, Жинвали, Самшвилде и др.). Крупнейшим торгово-ремесл. центром Г. стал Тбилиси. В городах высокого уровня развития достигло ремесло — металлообработка, ткачество, керамич. производство, кожевен. дело и др. Ремесленники объед. в многочисл. цехи. Города вели крупную торговлю с Арменией и др. соседними обл., Аравией, Ираном, Византией, Египтом и др. странами, вывозя шерсть, шелк, ткани, изделия из металла, керамику. Богатое купечество создало спец. объед. (уртаги). С развитием городов возросла роль верхушки гор. населения в политич. жизни страны. В объед. страны и образовании сильной централизов. власти были заинтересованы горожане (ремесленники и торговцы), служилые азнауры и мдабиуры- сельчане, которые боролись против крупной знати — вельможных азнауров и мтаваров. Упорная борьба груз. князей из династии Багратиони за расширение своих владений, усиливш. с нач. 9 в., завершилась в нач. 11 в. объед. осн. груз. земель в единое феод. груз. государство во главе с царем Багратом III (975 — 1014). К этому времени закончился давно начавш. процесс консолидации груз. народности с единым яз.; возник собират. термин «Сакартвело» для обозначения всей Г.

Нравится
Просмотров: 619