Высшее образование

Третья ступень антич. воспитат. процесса, следовавшая за элементар. и ср. звеньями обучения. На этом высшем этапе изучали в первую очередь философию (впервые у Платона), а затем риторику (впервые у Исократа). В эллинистич. время философия и риторика соперничали — обе дисциплины претендовали на то, что способны дать человеку всестор. образование. Но постепенно наметилось перемирие, благодаря которому философы частично включ. в свои учебные программы риторику, а риторы — философию. Нередко обе дисциплины изуч. параллелльно, причем в Греции преобладало философское, а в Риме — риторич. направление В. о. Практич. целью его в Греции была медицина, а в Риме — правоведение. В известной мере это служило профессион. подготовке. В классич. период В. о. было полностью частным и в основе его лежали личные отношения учителя и ученика, что, однако, не исключ. очень высокой платы за обучение (например, у Исократа). Продолжит. В. о. могла быть самой различ. и колебалась от года до десяти лет. Выпускных экзаменов не было. Со 2 в. н.э. наряду с частным постепенно начинает развиваться обществ. В. о. Его центрами становятся Рим, Афины, позже Константинополь, Александрия, Берит (ныне Бейрут) и Антиохия, где были основаны гос. кафедры риторики и философии. Здесь изуч. также грамматика и юриспруденция. В этих городах возникла своеобразная студенч. жизнь с твердыми правилами и обычаями, которые частично дошли до нашего времени.

Нравится
Просмотров: 667