Водочерпальное колесо

Согласно лит. и археологич. источникам, В. к. появ. в с. хозяйстве и горном деле во времена эллинизма, однако возможно, что оно имеет и более древ. происхожд. Так, уже при первых рим. императорах были известны самые различ. конструкции В. к. Простейшая из них представл. собой В. к. с 8 — 16 ведрами или ящиками, закрепл. в точках сцепления спицы с ободом. Из этих сосудов вода наверху выливалась, с определ. потерями, в желоб, располож. сбоку; высота подъема была равна диаметру колеса. Боковой груз затруднял вращение и обусловливал помехи. Избавиться от них помогла конструкция, основан. на использовании пустого пространства между внеш. и внутр. ободами колеса, где сбоку имелись отверстия для черпания воды. Это уменьшало также потери воды при выливании, т.к. скорость вращения В. к. была постоянной. С 3 в. до н.э. напор воды стал использов. в качестве двигателя в водочерп. системах, где ряд сосудов был укреплен на бесконеч. цепи.

Нравится
Просмотров: 657