Кн.
киевский (по данным «Повести временных лет», примерно с 980), сын Святослава Игоревича
и ключницы Малуши. Отправляясь в 969 в поход против дунайских болгар, Святослав
оставил В. С. князем в Нов-городе. В 977 между сыновьями Святослава началась усобица; В.
С. бежал в Скандинавию. Вернувшись оттуда с дружиной варягов, изгнал из Новгорода
посадников старшего брата Ярополка и двинулся на юг. Захватив по дороге Полоцк, около 980
занял Киев и убил Ярополка. В. С. значит. расширил и укрепил владения Киевской Руси. В
981 занял Червенские города (Перемышль и др.), оказавш. под властью Польши. С 992
состоял с Польшей в мире, и король Болеслав Храбрый выдал свою дочь за Святополка —
сына В. С. Святополк, по данным хроники Титмара Мерзебургского, вошел в тайный сговор
с Болеславом и с его помощью готовил восстание против отца, но В. С. раскрыл заговор. В
981 и 982 В. С. совершил успешные походы на вятичей, в 983 — на ятвягов и продвинулся к
Балтийскому м., в 984 — на радимичей. В. С. укрепил связи между отд. частями Др.-Рус.
государство, поставив в занятых землях вместо местных князей своих ставленников. В. С. упорно
боролся с печенегами, укрепил южный и юго-западный границу, построив в 988 по рр. Десне, Осетру,
Трубежу, Суле и Стугне цепь городов. Стремясь усилить свою власть и объед. государство, В. С.
попытался собрать в Киеве изображ. всех языч. богов и сделать обязат. поклонение им. Но
это попытка не имела успеха. Киевское государство нуждалось в религии, освящавшей новые
феод. порядки. Такой религией было христ-во. Крещение В. С. произошло, видимо, в кон.
987 или нач. 988. Принятие христ-ва Русью было связано с вмешательством В. С. в дела
Византии. В ответ на ее просьбу помочь подавить восстание в М. Азии В. С. потребовал
заключения союза с Русью, скрепив его браком с Анной, сестрой имп. Василия II
Болгаробойцы. Византия была вынуждена согласиться, но когда рус. войско помогло
подавить восстание, Василий II отказался от этих условий. Рус. войска заняли г. Херсонес в
Крыму (989) и заставили Византию выполнить свои обещания. Около 988 — 989 В. С. ввел
христ-во в качестве гос. религии. В. С. выдал клиру Десятинной церкви, так называемый
«подтвердительную грамоту», определившую доходы и суд. права церкви, которая позже легла
в основу устава кн. Владимира. При В. С. в Киевской Руси происходил экономич., политич. и
культурный подъем. Развивались феод. отношения. При В. С. укрепилась власть Киева над
обширной терр., Киев украсился зданиями Десятинной церкви и др. сооружений. Однако к
концу правл. В. С. наметились признаки феод. раздробленности. Княжение В. С. оставило
глубокий след в нар. памяти, как время могущества единой Киевской Руси, сумевшей дать
мощный отпор печенегам. В былинах, прославляющих и сильно идеализирующих
деятельность В. С., он выступает как «Владимир Красное Солнышко», создатель «Застав
богатырских», окруженный богатырями, обороняющими рус. землю.