Усыновление; с некоторыми различ. А. была широко распростр.
как в греч., так и в рим. праве. Так, согласно городскому уставу Гортины, каждый взрослый
мужчина, даже если он и имел сыновей, мог принять на рыноч. площади перед нар.
собранием обряд усыновления. В отличие от этого в Афинах право на усыновл. полноправ.
граждан имели только те, кто не имел детей муж. пола. Правом А., согласно законам Папирия,
обладали без огранич. как мужчины, так и женщины. В рим. праве наряду с самим усыновл.,
во время которого дети правовым актом освобожд. от власти отца семейства в присутствии
городск. претора и передавались в др. семью, существ. также так называемый адрогатио, дававшее право
усыновлять перед нар. собранием лиц, на которых не распростр. власть отца семейства.
Первонач. этим правом обладали только мужчины, в дальнейшем, в императорскую эпоху,
оно распростр. также на женщин и на вольноотпущ. Побудит. причинами А. могли служить
различ. факторы, но гл. из них было сохран. рода при отсутствии потомства. Однако часто, и
чем далее, тем более, А. служила установл. семейных связей в политич. целях. В период Рим.
империи А. играла особую роль при наследовании будущего имп. Августа. С 98 до сер. 2 в.
н.э. А. представ. собой единств. способ выбора наследника престола.