Вазы

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Вазы
Сосуды из обожж. глины, изготовлявш. в больших количествах как бытовая посуда (а не как В. в совр. смысле), посвятител. и погребал. сосуды. В., которые первонач. изготовл. вручную, а впослед. — на гончарном круге (следует отличать от В., производивш. с использов. формовоч. штампов). Эти В., как правило, украшались рельефами, отсюда назв. — рельефная керамика (например, мегарские кубки, сосуды из сиенской глины и др.). В росписи В. различ. неск. видов техники. В геометрич. стиле (9 — 8 вв. до н.э.) господствовала силуэтная роспись. Ориентализирующ. (ковровому) стилю 7 в. свойств. контурная роспись с присущим ей стремлением к заполнению всей поверхности сосуда. Чернофигурная техника утверждается в кон. 7 в. В ее антич. варианте на красный фон наносились черные фигуры. Процарапыванием контуров и внутр. линий фигур достигалось более точное членение и пластич. изображ. Менее чем через столетие появл. краснофигурная техника, при которой лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изображ. в естеств. цвете обожж. глины. Изображ., таким образом, было более глубоким, чем фон; это достигалось за счет различ. толщины лака (или жидк. фаянсового теста) и использования трех стадий обжига (окисление, восстановл., реоксидация). Наряду с применявш. на аттич. и нижнеитал. В. вплоть до 2-й пол. 4 в. до н.э. краснофигурной техникой в 5 в. появл. белофонная роспись, главным образом на лекифах. Чернофигурная техника пережила краснофигурную и применялась на призовых панафинейских амфорах до 2 в. до н.э. Типы В.: для хранения и для смешивания вина с водой (амфора, стамнос, пелика, кратер, псиктер); В. для наливания и черпальные В. (гидрия, ойнохоя, киаф); В. для питья (килик, канфар, лекиф, скифос, ритон); культовые, парфюмерные и др. В. (лутрофор, лекиф, алабастр, арибалл, аскос, пиксида). Во времена господства геометрич. стиля ведущая роль принадл. аттич. мастерским. В 7 в. первенство перешло к Коринфу в соответственно с его прево-сходством в экономич. и политич. обл. (протокоринф- ские В.). Лишь в сер. 6 в. до н.э. вновь начинают лидировать Афины в связи с их экономич. усилением при Писистрате и общим расширением торг. сношений. В это же время возрастает производство халкидских, лаконских, родосских В. и В. из Фикеллуры, а также гидрий из Цере, что связано с кратковрем. расцветом этих городов. Во 2-й пол. 5 в. наряду с аттич. вазописью, переживавшей определ. упадок во время Пелопоннесской войны, появл. раннеитал. вазопись, вытесн. в свою очередь в 4 в. апулийскими В. и отличающ. оригинал. изображ. флиаковскими В. Свидетельствует вторич. расцвета аттич. мастерских в 4 в. явл. пантикапейские В. Из В. эллинистич. времени внимания заслуживают в грекостровосточный ареале так называемый керамика западный склона (западный части афинск. Акро-поля), а на италийском З. — керамика из Гиафии.

Нравится
Просмотров: 643