Вавилонское искусство

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Вавилонское искусство
Под этим назв. обычно понимается искусство не только времени господства г. Вавилона (нач. 2-го тыс. до н.э.), но и предшеств. периода (4 — 3-е тыс. до н.э.), когда древнейш. культурн. очагами на юге Месопотамии были шумеро- аккад. государство
Древнейшие дошедшие до нас памятники искусства юга Месопотамии восходят к нач. 4-го тыс. до н.э. (глиняные статуэт-ки, расписные сосуды); подъем искусства начин. в кон. 4-го тыс. до н. э. (культура «Джемдет-Наср»). В искусстве Шумера ведущую роль играла архитектура. Основной строит. материал — сырцовый, реже обожен. кирпич. Здания возводились на искусственной насыпи в целях изолирования их от влажной почвы. Это стало характерным строит. приемом и для архитектуры Передней Азии последующ. времени. Покрытия — чаще плоские, однако употреблялся и свод. Здания обычно имели прямоугол. план. Основной частью жилища в Шумере был открытый внутр. двор, вокруг которого группиров. закрытые помещения. Такая планировка лежала в основе почти всех сооруж. юга Месопотамии.
Образцом монументал. зодчества Шумера периода становл. рабовлад. строя может служить храм в Эль-Обейде, посвящ. богине плодородия Нинхурсаг. В архитектуре храма были использов. колонны, инкрустиров. цветным камнем и перламутром. Стены террасы и святилища были расчленены вертикал. прямоугол. выступами. В оформл. здания, кроме инкрустации стен, были использованы дерев., покрытая чеканными медными листами, скульптура (статуи быков, рельефы) и мозаич. фризы из перламутра и шифера (сцены дойки коров, изготовл. масла и др.). Мозаика, заменявшая в искусстве Шумера живопись, и скульптура из меди органич. сочетались с архитектурой храма. Терр. храма была отделена от города мощной, овальной в плане, стеной. Дворцы также защищались крепостн. стенами от внеш. врагов и от города (дворец в Кише).
В ранний период шумерск. искусства (кон. 4 — нач. 3-го тыс. до н.э.) была распростр. мелкая культовая скульптура главным образом из камня и бронзы. В отличавш. условностью и тяжеловесностью произв. скульптуры Шумера, вероятно, подчерк. этнич. черты: преобладали приземистые фигуры и лица с характерными, резко очерч. носами и большими глазами. В скульптуре северный части страны преобладали более вытянутые пропорции (статуи из Тель-Асмара). Лучшим образцом искусства Шумера сер. 3-го тыс. до н.э. явл. победная стела правителя г. Лагаша Эаннатума, так называемый «Стела коршунов». Изображ. стелы отлич. отсутствием единой композиции (отдельные, часто разновремен. эпизоды развертываются в горизонтал. линиях «ярусов» и почти «читаются», как текст). Фигуры бога или царя выделяются большим масштабом. Фигуры в рельефе статичны; обычно голова и ноги повернуты в профиль, в то время как глаза и плечи трактованы в фас.
Большое значение в искусстве Шумера имело худож. ремесло, достигшее высокого уровня развития, в частн. в золотых изделиях, о чем свидетельствует погребал. инвентарь так назыв. царских гробниц (Ур, первая пол. 3-го тыс. до н.э.): золотой шлем царя Мескаламдуга тончайшей работы, золотая диадема царицы Шубад и отличающ. большой живостью исполнения голова быка (золото и лазурит), вероятно, украшавшая арфу.
Из памятников искусства мо-заики лучшими явл. две дерев. пластинки, получившие услов. назв. «штандарта». Они инкрустированы лазуритом (фон) и кусочками раковин (фигуры). В линейной композиции из яруса в ярус здесь повеств. о битвах и триумфе победителей. Типич. для искусства Шумера тематика изображ. связана с прославл. воен. деятельности правителей мелких разрозн. государство Вавилонии, беспрерывно воевавших между собой за захват плодородных, орошаемых земель и установл. политич. гегемонии.
От времени объед. страны под властью династии Аккада (24 — 23 вв. до н.э.) сохран. лишь немногочисл. памятники. Это время было ознаменов. ожесточ. борьбой за единство государство, постровидимому, всколыхнувшей широкие нар. массы. Искусство аккад. периода отлич. стремлением к более правдивой передаче явлений реальн. мира. Лучшим произв. иск- ва Аккада, отмеч. чертами яркого своеобразия, явл. победная стела царя Нарамсина, повеств. о победе над горными жителями. Новым и основным стилевым отличием данной стелы явл. единство и ясность композиции. Удачно использовав прием диагонал. построения, художник показыв. восхожд. войска на гору. В изображ. вводится пейзаж. Особенно хороша трактовка человеч. фигур, отличающ. удлинен. пропорциями, в частн. фигуры Нарамсина: короткая туника оставляет обнажен. свободно переданное мускулистое тело. К числу лучших произв. этого периода относится медная голова, найден. в Ниневии, отличающ. острой выразительн. и свидетельствует о стремлении художника к индивидуализации образа.
В 23 — 22 вв. до н.э. шумеро-аккад. государство подверглись завоев. горными народами гутиями. Однако в г. Лагаше, сумевшем сохран. крупное политич. значение, продолжалось развитие шумеро-аккад. искусства. Правитель г. Лага- ша — Гудеа прославился как строитель, о чем, в частн., свидетельствует памятники письменности, а также статуя Гудеа, изображ. его с планом дворца или города на коленях. От этого времени, наряду с мелкой пластикой, дошли и произв. монументал. скульптуры. Лучшие из них изображ. Гудеа. Большинство статуй было посвящ. божеству и установл. в храмах, где им поклонялись наравне с богами; этим в значит. мере объясн. известная условность и статичность данных произв. Статуи Гудеа характеризуются индивидуализацией образа, пластичностью передачи формы и мастерством обработки камня.
Традиции искусства времени Гудеа получили свое дальнейшее развитие в искусстве времени III династии Ура (22 — 21 вв. до н.э.). Однако наиболее многочисл. памятники этого пе-риода, цилиндры-печати, показыв., как в связи с оформле-нием деспотич. монархии и созданием строгой бюрократич. иерархии вырабатыв. общеобязат. худож. канон. В стандарт. композициях повторяется один и тот же мотив — поклонение божеству. Облик шумерск. города периода развития рабовлад. деспотии раскрыли раскопки Ура, бывшего в кон. 3-го тыс. до н.э. густо заселен. столицей государство Его центр занимала крепость, где были сосредоточ. дворец, гл. храмы, офиц. здания; вокруг располагался сам город, защищен. стенами и валом. Особо интересен доминировавший над городом зиккурат в Уре — башнеобраз. строение, лишенное внутр. помещений и явл. в представл. шумерийцев жилищем божества. Он имел прямоугол. план и состоял из четырех последоват. уменьшающ., окрашен. в черный, красный, белый цвета башен, возвышавш. одна над другой. Верхняя, облицован. голубым глазурован. кирпичом, явл. святилищем и, возможно, обсерваторией. 2-е тыс. до н.э. знаменуется возвышением г. Вавилона. Среди памятников искусства, сохранивш. от этого времени, наиболее значит. явл. рельеф, венчающий столб со сводом законов царя Хаммурапи (1792 — 1750 до н.э.), изображ. царя в молитвен. позе перед сидящим богом солнца и право- судия — Шамашем. Этот памятник, связ. с традициями иск- ва времени III династии Ура, отличается торжествен. и каноничн. композиции. Единств. сохран. памятником вавилонской стенной живописи явл. росписи этого времени из дворца в Мари с изображ. сбора фиников и т.д.
С сер. 18 в. до н.э. Вавилония завоев. касситами. Наиболее характерными памятниками искусства этого периода явл. релье-фы, нанесен. на межевых камнях — кудурру.
Новый подъем искусства Вавилона наступает лишь в 7 в. до н.э., когда восстанавл. его независим. и он снова становится центром обширн. государство (Новостровавилонское царство). Своим богатством и размерами Вавилон превосходил все предшествов. ему столицы Передней Азии. Расцвет строит. деятельности относится ко времени Навуходоносора II (604 — 561 до н.э.). В результате раскопок был выяснен план города с прямыми дорогами процессий, пересекающ. беспорядоч. застройку жилых кварталов, были открыты тройные стены города с остатками башен и крепост. рвов, три дворца Навуходоносора, часть внутр. стен которых была облицована глазуров. кирпичом с цветным растит. узором по синему фону, а также остатки сооруж. (своды подвал. этажа) для знаменитых «висячих садов». Был открыт гл. храм Вавилона — «Эсагила» и его прославл. зиккурат «Этеменанки», состоявший из 7 башен-ярусов, самый знаменитый зиккурат древности, заново постр. в нач. 7 в. до н.э. ассир. зодчим Арадаххешу. Были обнаружены также так называемый Ворота Иштар, через которые религ. процессии попадали в город, и стены, окаймлявшие «свящ. дорогу» процессий, — одну из гл. улиц города. Стены были облицованы яркими глазуров. кирпичами и украшены рельефными изображ. львов, диких быков и фантастич. существ (желтые и белые изображ. на голубом фоне). Это искусство оформл. зданий глазуров. кирпичами, сочетающее монументал. и декоратив. начала, оказало большое воздействие на более позднее восточный искусство.
Значит. отраслью В. и. явл. резные цилиндры-печати — знаки собственности, игравшие также роль амулетов и талисманов. Это обусловило в основном религ.-миф. тематику их изображ. Излюбл. материалом были гематит, сердолик, халцедон и др. полудрагоц. камни. Изображ. на печатях стилистич. близки к памятникам монументал. иск- ва и иногда превосходят их по совершенству исполн.
Достигшие высоколо уровня произв. худож. ремесла и, в частн., ткацк. производства продолжали пользов. широкой извест-ностью и после потери Вавилоном самостоят.

Нравится
Просмотров: 807