Буддийская мифология

Комплекс миф. образов, персонажей, символики, связанный с религ.-философской системой буддизма, возникшей в 6 — 5 вв. до н.э. в Индии, в период централизов. государство, и широко распростр. в Южный, Югостровосточный и Цент. Азии и на Дальнем Востоке. Буддизм принято разделять на три теч.: хинаяну («малая колесница»), махаяну («большая колесница»), ваджраяну («алмазная колесница»).
Общебудд. миф., во мн. близкая брахманистской и индуист., постровидимому, испытала влияние прежде всего неарийских миф. Индии. Для космологич. представл. Б. м. характерны широта охвата и стремление умножить все элементы миро-здания до бескончности. Неисчислимое количество миров группируется в огромные мировые системы (сахалока), которых, по образному сравнению из будд. текстов, больше, чем песчинок в р. Ганг. Каждый отдельный мир представляет собой плоский диск земли, он лежит на воде, та покоится в воздухе, а воздух — в пространстве (акаша). В центре мира стоит огромная гора Меру (Сумеру), вокруг которой вра-щаются солнце, луна и звезды. Меру окружают концентрич. семь горных хребтов (они отделены друг от друга кольцевид. озерами). За ними расположены четыре континента: на В. — Пурвавидеха, на Ю. — Джамбудвипа, на З. — Апарагодана, на С. — Уттаракуру. Каждый из них окружен 500 островами, омываем. огромным мировым океаном. Мировой океан окружен скалистой стеной Чакравала. У людей, живущих на четырех континентах, жизнь неодинакова: в Джамбудвипе — самая короткая, в Уттаракуру, где нет частной собств., зерно созревает само собой и люди не работают, — наиболее счастливая; более удачлививым считается рожд. в Джамбудвипе (которая сопоставл. с Индией), где люди отличаются мужеством, острым умом и благочестием. Только в Дамбудвипе появл. будды и чакраватины. На континентах живут и животные, глубоко под поверхностью земли находятся преты, еще глубже — различ. ступени ада. Асуры обитают главным образом в пешерах горы Меру. Отчасти на Меру, но преимуществ. над ней живут боги, которые в Б. м.
разделены на иерархич. группы. Ниже всех находятся «четыре великих царя» (Чатурмахараджа) — Дхритараштра, Вирудхака, Вирупакша и Вайшравана, которые правят соответственно ганд-харвами, кумбхандами, нагами и якшами. Над ними, на вершине Меру, расположено «небо 33 богов» (трая-стринса), возгл. богом Шакра (Индра). Еще выше, в воздушных дворцах (вимана) находятся небеса — яма, тушита, нирманарати и паранирмита-васавартин. Боги, которые живут в назван. небесах, а также люди, животные, преты, асуры и обитатели нараки составляют так называемый сферу желаний (камавачара или камадхату), ибо гл. мотивом их действий явл. стремление удолетворить свои желания. Остальные боги и живые существа обитают в двух др. сферах. В «сфере, имеющей форму» (рупавачара или рупадхату), находятся шестнадцать (иногда упомин. и семнадцать) низших небес Брах- мы; располож. над ними «сфера, не имеющая формы» (арупавачара или арупадхату), разделяется на четыре выс-ших неба Брахмы. Боги, как и все др. существа, подчинены, по Б. м., законам кармы. Они могут оказывать определен. влияние на ход событий в мире, но мир изменяется в первую очередь под влиянием всеобщ. закона кармы. Существование в качестве бога явл. лишь одной из преходящих форм существования в безначал. сансаре.
Несмотря на то, что сансара в целом не имеет начала, каждый отдельный мир возникает, развивается и гибнет во времени. Существование одного мира продолжается в теч. одной махакальпы, которая разделяется на четыре неисчисл. кальпы (асанкхьея кальпа), каждая из них приравнивается к мил-лионам лет. Махакальпы бывают двоякими — «буддакальпы», когда в мире появл. будды, и «пустые кальпы» (шуньякальпы), когда в мире не появл. ни одного будды. Совр. кальпа явл., по Б. м., буддакальпой и считается чрезвыч. счастливой, т.к. в теч. всей кальпы должна появ. тысяча будд. Общебудд. миф. называет шесть будд, которые появ. до Шакьямуни, — Вишвабху, Випашьина, Шикхина, Кракучханду, Канакамуни, Кашьяпу — и одного будду, который появ. в будущем, — Майтрею.
Образ будды явл. основной темой Б. м. Будды появл. во всех мирах (хотя не во всех кальпах) и таким образом их количество тоже неисчислимо. Будды начинают свой путь к просветлению как бодхисатвы, в теч. мн. кальп (нередко и здесь употребл. слово «неисчислимые») они воплощаются в образы разных существ и совершают добрые деяния. Наконец, после достижения совершенства, они пребывают долгое время на небе-сах (по разным версиям, или в тушите, или в акаништхе). Их рожд. в мире сопровождается мн. чудесными явлениями (происходят землетрясения, с неба падают цветы). Все будды имеют махапурушалакшану, они обладают такими силами и способностями, что превосходят все др. существа, в т.ч. и богов. Лишь будды имеют возможность оказать влияние не только на ход событий в своем мире, но и в др. мирах. После достижения нирваны они проповедуют свою дхарму (то есть учение, при помощи которого люди могут достичь нирваны). Дхарма не явл. вечной, она имеет особую силу в теч. первых 500 лет, после чего постепенно исчезает. Наконец, когда мир погрузится полностью во тьму неведения, назреет время для появл. нового будды. Путь бодхисатвы и состояние будды описыв. в будд. литературе в основном на примере Шакьямуни, будды настоящ. времени.
Наряду с буддами и бодхисатвами Б. м. упомин. еще некоторые категории людей, достигших совершенства (в смысле наивысш. предела своего личного развития). В общебудд. миф. этих категорий две — архаты и пратьекабудды.
Важное место в Б. м. занимает описание и объясн. чудотвор. сил, которыми обладают будды и др. лица, достигшие совершенства или стремящ. к нему. Эти силы явл. или психич. (понимание намерений и мыслей др. людей, знание прошедших и будущих перерождений — своих и чужих), или физич. (способность летать, ходить по воде, превращаться в невидимое и т. д.).
Определен. место в Б. м. занимают и элементы флоры и фауны. Среди цветов чаще всего упомин. лотос, считающ. символом чистоты, а также чудесного рожд., духовн. просветления и сострадания. Из цветов лотоса рожд. боги (по миф. махаяны, также обитатели сукхавати и др. раев), а по миф. ваджраяны — даже некоторые выдающ. люди и в этом мире (например, Падмасамбхава). Из деревьев в Б. м. вошло прежде всего дерево бодхи (просветления) — представитель вполне реально существующ. вида ficus religiosa, под которым Шакьямуни, согласно будд. мифу, достиг просветления (бодхи). Дерево бодхи становится неотъемл. атрибутом всех будд всех времен и во всех мирах — достижение просветления считается возможным только под ним. Но Б. м. знает и чисто миф. деревья — это прежде всего так называемый кальпаврикши, которые находятся на всех четырех континентах и существуют в теч. всей кальпы. Во владе-ниях асуров растет дерево Читтапатали, объект раздора между асурами и богами, ибо из-за огромной высоты этого дерева плоды достаются только богам.
Из представителей фауны в Б. м. первое место занимают наги (миф. змеи, драконы), которые нередко частично или полностью антропоморфизируются. Наги проявл. интерес к учению будды, охраняют свящ. тексты и дарят их людям, когда те созрели для понимания этих текстов. Из индуист. миф. в Б. м. вошли также миф. птицы гаруды, мор. животное макара и др. В качестве зооморфных символов у разных будд и бодхисатв выступают павлин, черепаха, конь, бык, слон, лев. Излюбл. животными явл. газели: счит., что две из них оказались первыми слушателями проповеди дхармы Шакья-муни (поэтому над дверями будд. храмов часто находится изображ. двух газелей, между которыми изображено колесо дхармы). Образ животного могут принимать также бодхисатвы, которые имеют при этом цель проповедовать дхарму среди животных. В будд. мире широко распростр. легенды, повествующие о прошлых рожд. Шакьямуни в образе животного (обезьяны, птицы, оленя и т.д.).
Общебудд. миф. выступает как обобщение мифологий различ. теч. буддизма, но она, видимо, не представляет так называемый первонач. буддизм, степень мифологизации которого была довольно низкой.
М и ф о л о г и ях и н а я н ы . Как особое направл. в буддизме хинаяна оформилась в окончат. виде к 1 в. до н.э. Слово «хинаяна» не самоназв. направления, этим словом сторонники махаяны обозначали те будд. школы, учения которых им казались огранич. (например, в хинаяне путь бодхисатвы не счит. универсальным и достижимым для всех). Тем не менее термин прочно вошел, наряду с терминами «ма-хаяна» и «ваджраяна», в терминологию буддологии. По некоторым данным, число школ хинаяны достигало восемнадцати, к настоящ. времени продолжает существовать лишь одна школа — тхеравада. Об особенностях миф. хинаяны можно делать лишь самые общие выводы, т.к. каноны инд. школ хинаяны сохран. только в фрагментах (целиком дошел до нас лишь канон школы тхеравады — «Типитака»). Различия миф. хинаяны и общебудд. миф. относительно малы и сводятся в основном к деталям описания разных персонажей, образов и сюжетов. По всей вероятности, миф. первонач. буддизма отличалась открытостью и динамизмом, способностью к изменению и обогащению своего содержания. В миф. хинаяны прояв., напротив, консервативные тенденции, стремление сохранить уже сложивш. систему миф. представл. (но, как показывает история буддизма хинаяны на Шри-Ланке и в странах Юго- Восточный Азии, это удалось далеко не полностью.
М и ф о л о г и ям а х а я н ы .Как самостоят. направл. в буддизме махаяна сложилась, вероятно, в первых веках до н.э. на основе раннебудд. школы махасангиков. В отличие от хинаяны, махаяне присущ универсал. характер идеи освобождения: возможность достигать состояния буды дается всем существам, т.к. они имеют изначально сущность будды. Цент. место в махаяне занимает образ бодхисатвы, который заботится не только о своем спасении, но и об освобожд. всей сансары.
Миф. махаяны принадлежит к наиболее богатым миф. в истории культуры человечества. Стремление к созданию миф. образов и сюжетов, столь характерное для буддизма в целом, проявл. в махаяне с особенной силой. Почти каждая махаянистская сутра (а канон махаяны содержит их тысячи) предлагает в каком-то смысле свою, отличающ. от др. сутр, мифологию. Миф. махаяны соед. в единое целое не система, не одинаковые миф. образы и сюжеты, а общность в подходе (стремление ко все большей мифологизации буддизма) и целый ряд общих принципов, на основе которых вырабатывались элементы миф.
Число будд в махаяне доведено до бесконечности, они появл. всегда в безначал. и в беспредел. сансаре и будут появл. до конца ее; но все они имеют одну сущность, которая выражена в концепции дхармакаи. Также бесконечно и число бодхисатв, которые в текстах махаяны выступают или чисто миф. персонажами, или мифологизир. ист. лицами.
Один из гл. элементов махаяны — мифологизация обстановки создания сутр. Согласно миф. махаяны, будда Шакьямуни проповедует дхарму не только своим ученикам. Его окружают и бодхисатвы, и боги, и наги, и др. миф. персонажи, количество которых нередко назыв. неисчислимым. Одноврем. неисчислимое количество будд в др. мирах проповедуют ту же самую дхарму аналогич. окружению. Мифологизации подвергались также местности, связан. с деятельностью Шакья-муни. Они представлены в махаяне не столько конкретными городами, реками, горами и лесами, в которых пребывал в какое-то определен. время Шакьямуни, сколько вечными символами достижения просветления. Например, по воззре-ниям махаяны, Шакьямуни проповедовал на горе Коршуна (Гридхракута) возле г. Раджагриха не только в годы своей жизни, а сама гора Коршуна находится не только на определен. месте в Индии, но и везде.
Наряду с мифологизацией реально существующих мест-ностей в миф. махаяны важное место занимают описания миф. стран и городов. В некоторых сутрах махаяны они локализуются преимуществ. на Джамбудвипе нашего мира (миф. г. Гандхавати, резиденция бодхисатвы Дхармодхгаты, находится, по описанию «Аштасахасрики Праджняпарамиты», где-то на В. Джамбудвипы, а миф. г. Вайрочана-вьюха-аланкара-гарбха «Гандавьюха — сутры» распола-гается на Ю.). Эти миф. города и страны со своим идеал. порядком и драгоценностями, из которых построены и дома, представляют собой своеобразные будд. утопии.
К будд. утопиям можно отнести и так называемый поля будды (буддакшетры) — целые миры, созданные умствен. усилием некоторых будд и поэтому отличающ. от прочих миров своим идеал. порядком и возможностью достичь нирваны без особых усилий (при помощи будды, создавш. данное «поле будды»). Наиболее известные «поля будды» — абхирати и сукхавати созданы соответственно буддами Акшобхьей и Амитабхой и находятся от нашего мира на невероятно далеком расст.: между этими мирами и нашим миром располагаются целые мириады миров.
Нередко в качестве синонима махаяны служит слово «бодхисатваяна» («колесница бодхисатв), ибо образ бодхисатвы, как идеала человеч. стремлений, занимает цент. место не только в теории освобождения, но и в миф. махаяны, канонич. литература которого заполнена описаниями деяний миф. (Авалокитешвара, Манджушри, Кшитигарбха, Майтрея и др.) и полумиф. бодхисатв. Некоторые бодхисатвы (например, Авалокитешвара) почитаются наравне с буддами, а в иных случаях и выше. Образ будды в миф. махаяны также под-вергся изменениям. В теории «трех тел будды» тело драхмы (дхармакая) наделяется характером абсолюта и явл. в сущнос-ти, единым для всех будд. В поздней махаяне на основе этого возникла концепция ади-будды, получившая особое распростр. в миф. ваджраяны.
М и ф о л о г и яв а д ж р а я н ы . Ваджраяна (др. назв. — мантраяна, тантраяна, сахаджаяна, будд. тантризм) рассматр. или как часть махаяны, или как самостоят., третье направл. (кроме хинаяны и махаяны) в развитии буддизма. Постровидимому, как самостоят. теч. в буддизме ваджраяна оформилась в сер. 1-го тыс. до н.э.
В основе ваджраяны лежат те же общебудд. принципы, на которые опираются хинаяна и махаяна. Но в отличие от них ваджраяна делает упор на идею возможности достичь состояния будды в теперешней жизни человека. Для этого буддист должен наряду с методами, принадлежащ. к пути бодхисатвы, заниматься и определен. йогическ. упражне- ниями (созерцание идама, медитация, чтение мантр и т.п.). Особо важное место в ваджраяне занимает почитание гуру (духовн. наставника).
Для миф. ваджраяны характерно стремление к систематизации пантеона и прочих миф. представл. Пантеон миф. ваджрая-ны систематизир. по пяти дхьяни-буддам. Но он не представляет собой замкнутой системы, а открыт для включения новых миф. персонажей (особенно в число бодхисатв, идамов, локапалов) из миф. народов, находящ. в сфере распростр. ваджраяны или спец. созданных с целью йогич. практики крупнейшими гуру (к- рые якобы получили эти персонажи от какой-нибудь из будд, особенно от Ваджрадхары). Наиболее характерно для пантеона ваджраяны присутствие огромного числа идамов. В миф. ваджраяны имеется большое количество полумиф. персонажей — знаменитых йогов и учителей, создателей разных школ и направл. ваджраяны, основателей будд. монастырей и т.д. Их нередко почитают наравне с наивысш. персонажами будд. пантеона и, в сущности, их жизнеописания, заполнен. миф. деталями, мало чем отличаются от легенд, повествующих о чисто миф. персонажах. Особое место в миф. ваджраяны занимают персонажи жен. пола — жен. бодхисатвы (например, Тара), жен. соответственно идамов и др. Миф. ваджраяны знает и свою утопию. Это — страна Шамбхала, миф. родина мистич. учения «колеса времени» (калачакры). После так называемый шамбхалинской войны между добрыми и злыми силами в мире наступит время справедливости и благодати.
Б. м. оказала большое влияние на миф. мн. религ. систем (джайнизм, индуизм, бон, даосизм, синто и др.) и на нар. верования.

Нравится
Просмотров: 731