Будда

Мировая мифология, мифы всех стран мира: Будда
В буд. миф. человек, достигший наивысш. предела духовн. развития, антропоморфный символ, воплощ. в себе идеал предела духовн. развития. Б. имеет мн. параллельных терминологич. наименов., как, например, татхагата («так пришедший»), сугата («в добре пришедший»), джина («победоносный»). Первонач. словом «Б.», обознач., по- видимому, лишь Шакьямуни, но уже на самом раннем этапе развития буддизма возникла идея о др. Б. В ранних текстах «Типитаки» упомин. шесть Б., которые появ. до Шакьямуни, в «Буддхавансе» их число возросло до 24. Первыми среди них счит. Дипанкара (при нем, согласно мифу, Шакьямуни принял реше- ние стать Б.); Шакьямуни предшествовали Кракучханда (пали Какусандха), Канакамуни (Конагамана) и Кашьяпа (Кассапа). По представл. миф. хинаяны, Б. всегда должен начинать свою духовную карьеру как бодхисатва; в жизни, в к- рой ему предназнач. стать Б., он имеет махапуру-шалакшану; после нирваны (то есть состояния Б.) он может остаться жить в человеч. облике до конца кальпы. Функция Б. — проповедь дхармы (учения, при помощи которого можно достичь нирваны). В миф. махаяны число Б. возрастает до бесконечности. Каждый Б. имеет свою буддакшетру, которая находится в определен. месте в пространстве и
во времени (самые известные среди них абхирати и сукхавати). По миф. махаяны, Б. могут жить до бесконечности (разрушение мира в конце кальп их не затрагивает). Функ-цией Б. явл. проповедь дхармы в их же буддакшетрах, но, кроме того, они могут оказывать помощь страдающим в др. буддакшетрах. В текстах махаяны делаются первые попытки систематизир. пантеон Б. в соответственно с их буддакшетрами. В миф. ваджраяны число Б. тоже счит. бесконечным, но в практике созерцания число Б. огранич. пятью так называемый дхьяни-буддами (букв. «буддами созерцания») и соответственно им пятью земными Б.

Нравится
Просмотров: 511